tov_y: (Main point)
[personal profile] tov_y
Пост спровоцирован вчерашним радиовыступлением С.Ю.Глазьева, неправильная трактовка высказываний которого растиражирована по сети. Он сказал, что «курс рубля, если брать к паритету его покупательной способности, занижен примерно в три раза», но нигде из этого не делал вывода, что курс надо втрое повысить. А поняли его почему-то именно так.
По мотивам обсуждения вопроса здесь выкладываю картинку:

Поскольку величина ППС доступна только в годовом выражении, ее помесячные значения были реконструированы на основе данных об индексах потребительских цен (ИПЦ) для товаров и услуг по России и США. ППС рубля к доллару достаточно регулярно зависит от отношения ИПЦ (врезка).
Как можно видеть, никогда курс доллара к рублю не был равен ППС, т.е. на доллар или рубль, обменяв их по курсу, здесь всегда можно было купить больше товаров, чем там.
Устойчивым для нашей страны является отношение курса к ППС на уровне 1¾÷2. Кризисы 1998 г. и 2008-09 гг. резко вздёргивали отношение с этого уровня, после чего начиналось медленное восстановление. Нынешний кризис – иной, он медленно и неуклонно поднимает отношение, а восстановление пока и не начиналось.

Для сравнения – аналогичный график для китайского юаня (но уже только по годам):

В 1990–2005 гг., когда Китай активно наращивал товарный экспорт, отношение держалось на уровне около 3, который сейчас достигнут в России (но только у нас нету промышленности, которую это могло бы подстегнуть). А вот устойчивое российское значение в 1¾ достигнуто в Китае именно сейчас, когда там растёт внутреннее потребление.
Но никогда и нигде в развивающихся странах отношение курса к ППС не равнялось единице. Впрочем, С.Ю.Глазьев так и сказал: «Заниженность курса валюты – это плата за технологическую отсталость».

Date: 2016-03-26 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
Мне всегда казалось, что курс валют это оценка доверия к валюте. Или, другими словами, ожидаемое (в рамках горизонта планирования) количество нужных товаров, которое можно будет купить в будущем. ППС - это оценка прошлого в экономике, а курс - будущего.
Понятно, что для пенсионерки из Мухосранска горизонт планирования месяц, а планируемый объем 10 тыров. Но для крупного банка это 10-20-30 лет и миллиарды баксов. А для государства это 50, а то и 100 лет и многие трилльёны.
А теперь вспомним число девавальваций в России и США за последние 100 лет.
Отсюда и курс... Бабушка на месяц вперед еще может надеяться на устойчивость тыра, а вот банк уже нет. О чем, собственно и сообщают своими суверенными рейтингами России ("мусорными" с негативным прогнозом) большая тройка агентсв.
Итог такой.
ППС - это вчерашняя погода. Курс - прогноз погоды на завтра.

Date: 2016-03-26 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] tov-y.livejournal.com
Курс, определяемый балансом экспорта и импорта, в первую очередь зависит от торговой конъюнктуры. А ППС определяется издержками национального производства. Ничего общего.

Date: 2016-03-26 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com
//ППС - это оценка прошлого в экономике//

По мне, это скорее оценка говенности экономики.

Date: 2016-03-27 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] termometr.livejournal.com
Добрый день!

Я вам выслал приглашение в Сообщество по рекомендации хозяина данного ЖЖ-дневника.
http://21-march-2008.livejournal.com/6490.html?thread=197210#t197210

Записи там часто подзамочные,но мы будем рады Вашему участию.

Сори за оффтоп.

Оффтоп

Date: 2016-03-26 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] termometr.livejournal.com
Добрый вечер,
не надумали к нам присоединиться?
Мы тут вас вспоминали -
http://21-march-2008.livejournal.com/9142.html#comments

Re: Оффтоп

Date: 2016-03-26 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] tov-y.livejournal.com
Не надумал. Я как не понимал, о чём это сообщество, так и не понимаю.

Date: 2016-03-26 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com
Проблема тут в слове "занижен", которое имеет явную оценочную коннотацию. За нее все и вцепились. Сказал бы он "соответствует", не было бы никакого срача.

Врезка симпатичная. А что означает "Степень 0.9"?

Date: 2016-03-26 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] tov-y.livejournal.com
Ну, да. Он неудачно выразил мысль, а все зацепились. Если не драть цитаты а прочитать целиком, то всё становится понято.
[В том интервью, кстати, была очень дельная мысль. Он очень хорошо объяснил, почему не только слишком высокая, но и низкая монетизация ведёт к инфляции. Я это всегда чувствовал, но не умел сказать.]

Про степень - малиновый график на врезке - это степенной тренд, который и используется для пересчёта помесячных данных по отношению ИПЦ в данные по отношению курса к ППС на основном графике. Коэффициент там не важен, а то, что степень близка к единице, но достоверно меньше - любопытно само по себе.

Date: 2016-03-26 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com
т.е. фит сделан степенной функцией? я так и подумал, но не был уверен. И что, динамический диапазон действительно так высок?
График вполне линеен до 20, что, конечно, довольно удивительно. И если график линеен, то тогда коеффициент становится важным.

Date: 2016-03-26 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] tov-y.livejournal.com
Да. Степенное приближение. С линейным приближением были бы проблемы: через ноль оно проводится не очень хорошо, а если не через ноль, то свободный член не трактуем. А у степенной аппроксимации R^2=99,8%.

А с чего бы диапазону быть маленьким? Абсцисса – это инфляция (рублёвая минус долларовая) за 22 года. Там действительно больше 2 порядков величины набегает.

Date: 2016-03-29 04:34 am (UTC)
From: [identity profile] sergeima.livejournal.com
Очень интересно, всегда интересовался этим параметром гораздо больше, чем обменным курсом.

Два вопроса, если можно.

1. Россия.

Врезка с 1993, основной график - с 1995. Это эпоха, эти два года. Есть шанс построить основной график для этих лет? Вообще, с какого года такой график можно построить - или, иными словами, когда образовался единый курс $/рубль? Без "госцены" и рыночного курса? Уже и не помню....

2. Китай.

Тоже на эту тему - график с 1980. Там что, можно было пойти купить $$$$ на юани в 1980? Меня смущает этот колокол, не обусловлен ли он переходом от "гос курса" для избранных к реальному рынку?

Спасибо

Date: 2016-03-29 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] tov-y.livejournal.com
> Врезка с 1993, основной график - с 1995. Это эпоха, эти два года. Есть шанс построить основной график для этих лет?
Да. Но он очень высоко болтается, поэтому я обрезал абсциссу. Там же – гайдаровские реформы с гиперинфляцией. А меня в той работе, для которой график, вообще интересует период только с 2000 г. Ну, и как плюшка – особенности взлёта при дефолте и преддефолтные значения.

> Вообще, с какого года такой график можно построить - или, иными словами, когда образовался единый курс $/рубль?
ЦБ даёт данные по курсу с июля 92. ИПЦ, используемый для реконструкции ППС, есть с января 91.

> Тоже на эту тему - график с 1980. Там что, можно было пойти купить $$$$ на юани в 1980?
Понятия не имею! Обменный курс взят отсюда (https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_renminbi_exchange_rates).

> Меня смущает этот колокол, не обусловлен ли он переходом от "гос курса" для избранных к реальному рынку?
Высокое отношение курса к ППС – условие конкурентоспособности продукции слабой экономики.

Date: 2016-03-29 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] sergeima.livejournal.com
> Врезка с 1993, основной график - с 1995. Это эпоха, эти два года. Есть шанс построить основной график для этих лет?
Да. Но он очень высоко болтается, поэтому я обрезал абсциссу.

"Высоко болтается" - кто-бы сомневался, ха! Но для ценителей - нельзя ли все-таки его увидеть в полном диапазоне? Тут много моментов, не хочу развивать все свои соображения, но главое - это отражение естественного процесса интеграции России в мировую свободную экономику, выход из морока социализма, в котором 6-й Жигуль был дороже квартиры ...


Китай:

> Тоже на эту тему - график с 1980. Там что, можно было пойти купить $$$$ на юани в 1980?
Понятия не имею! Обменный курс взят отсюда.

Известия публиковали обменный курс рубль/доллар - от 63 коп/$ до 69 коп/$ он вырос лет за двадцать - с 60х до 80х, что-то так до 88 года. Потом М.С. приоткрыл границу - стали с 88го пускать "по приглашению", поездки до двух месяцев с обменом что-то $300 на месяц по этому курсу - не помню точно цифру, но порядок верный. Это не все сразу поняли, что уже реально пускают - год ушел на это у населения. В 89 уже в три хвоста стояли в ОВИРАх, но меняли уже
по т.н. коммерческому курсу, в два-три, потом в четыре раза и далеее выше "известинского"). Летом 90-го я менял уже по 6 руб за $1, $684 дали на семью из двоих взрослых - только из расчета на один месяц и при этом детям до 12 лет не полагалось, только взрослым. При этом основной курс не менялся, 69 коп за $1 или сколько там было, уже и не упомнить.

Это я про официальный обмен. Курс черного рынка тоже плыл вверх, от 3-4 при дорогом Леониде Ильиче до 10+ и даже 15р. за доллар в конце 80х -90м.

> Меня смущает этот колокол, не обусловлен ли он переходом от "гос курса" для избранных к реальному рынку?
Высокое отношение курса к ППС – условие конкурентоспособности продукции слабой экономики.

См. выше. В таких переходах немного от реальной экономики, но много от баланса "можно -нельзя", который меняется по команде сверху

Date: 2016-03-29 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] tov-y.livejournal.com
Мыло в личку киньте. Будет Вам и дудка, будет и свисток… Персональные.

А по Китаю меня интересует то, что было начиная с 90-х. И лишь как ориентир для сравнения с ним России.

Date: 2016-03-29 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] sergeima.livejournal.com
Послал, спасибо!

Date: 2016-03-29 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] sergeima.livejournal.com
Да, вот еще из воспоминаний о курсах, на этот раз - обмен с соц. странами, он проходил по другим правилам.

89й, весна, едем на недельную конференцию в Чехословакию к коллегам, собирает нас всех АН ЧССР. Тогда внедрялись новые формы - научный туризм. Планировалось что летим за рубли, поменяем по курсу из Известий своих кровных по 500 руб. (двухмесячная зарплата НС), из них внесем оргвзнос, т.е. расплатимся за гостиницу - пригородный замок с залами по 15-20 коек и харчи - и останется у нас на пропой и на магазин более половины этой суммы. Это к вопросу об уровне цен по ППС. ЧССР была т.н. соцстрана, если это кто-то еще помнит, а в соцстраны ко второй половине 80х. меняли по 500 руб. + 30р. с собой можно было, но не больше. Путевка (ваучер) оплачивалась обычно отдельно, но не в нашем случае.

За пару недель до отъезда чехословацкое правительство издало документ, что с сего числа оно в одни руки не меняет более 100 рублей на свои кроны. Не хочет более оно этих рублей, у него уже их много - "не нуждаемся в них уже более" (с). И в одночасье из полу-вальяжных путешественников при какой-никакой валюте мы стали привокзальными нищими. Что-то менять уже было поздно и за нас решили доплатить чехи около половины стоимости пребывания, собрав с нас по этому обмененному все-таки стольнику. А мы доложились, послушали чехов, немцев, еще кого-то, включая залетых американов, пропили свои подкожные 30 руб. и уехали домой не отоварившись. Разве что я привез оттуда свежий Physics Today, по объяве из которого меня чуть позже приняли в докторантуру одного довольно специализированного университета - не самый плохой сувенир, согласитесь.

Это апрель-май 89-го. До падения стены оставалось еще полгода, но союзники уже себе позволяли
Edited Date: 2016-03-29 09:16 pm (UTC)

January 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
151617 18192021
22232425 262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 26th, 2017 08:40 am
Powered by Dreamwidth Studios